Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 25 «Забава»
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
План работы по самообразованию
воспитателя МБДОУ детский сад № 25 «Забава»
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Салаватовой Светланы Мубаракзяновны «Использование элементов логоритмики для развития речи детей старшего дошкольного возраста»на 2014 – 2019 гг.
Цель работы: использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 5-6 лет; преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение.
Актуальность выбранной темы
С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.
У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логоритмика.
Логоритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.
Дата начала работы над темой – 01.09.2014г.
Предполагаемая дата завершения работы – 31.05.2019г.
План работы на 5 лет
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Практические выходы |
Изучение методической литературы |
2014 – 2019 гг. |
1.Артикуляционная гимнастика // Ребенок в детском саду. – 2004. –
№ 5. – с. 20.
2.Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой – СПб.: КАРО, 2005
3. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду. – СПб, КАРО, 2006.
4.Картушина М.Ю.
Логоритмические занятия в
детском саду. Изд-во «Сфера», 2004.
5.Логоигры // Обруч. – 2005. – № 2. – с.13.
6.Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. – СПб.; Детство-пресс, 2014.
7.Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб.; Детство-пресс, 2013.
8.ТютюнниковаТ. А.
Пальцы вышли
погулять // Музыкальный
руководитель. – 2005. – № 3. – с.3
9.Щербакова
Н.А. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. – М., 2001.
Изучение статей по данной теме в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» |
|
Работа с детьми |
2014 – 2019 гг. |
Внедрение игр и упражнений для укрепления гортани и привитие навыков речевого дыхания
Игры на развитие силы высоты голоса.
Включения в НОД игр и упражнений, направленных на развитие голосовых навыков.
Внедрение игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата.
Игры – диалоги на развитие музыкально-ритмических движений.
Игры на развитие слухового внимания.
Внедрение игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
Логоритмические упражнения:
- ходьба в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пальчиковые, коммуникативные игры;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
- Игровой прием «Знакомство»
- Упражнение на координацию речи с движением «Птицы»
- Упражнение на развитие чувства ритма «Птицы – пальчики»
- Пальчиковая гимнастика «Птички полетели»
- Артикуляционная гимнастика «Голодные птенчики»
- Самомассаж «Дятел»
Комплекс общеразвивающих упражнений «Игрушки»
Массаж биологически активных зон «Обезьянка Чи-чи-чи»
Логопедическая гимнастика:
1) Упражнение «Вкусное варенье»
2) Упражнение «Подуй на чай»
3) Упражнение «Покатай во рту конфетку»
Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»
Упражнения в движении по кругу:
1) «Жирафы».
Ходьба на носках руки прямые вверх.
2) «Носороги»
Ходьба на пятках руки к плечам.
3) «Мартышки»
Бег с захлестыванием голени.
4) «Бегемоты»
Ходьба на внешней стороне стопы
5) «Зебры»
Боковой галоп правым и левым боком.
6) «Слоны»
Ходьба с высоким подниманием колен, с хлопками над головой.
Ходьба по кругу. Перестроение в колонну по 3.
Логоритмические упражнения «Два тигрёнка», «Лев». |
НОД: «Путешествие в зимнюю страну сказок».
НОД «Три поросенка» с элементами логоритмики
Логоритмические игры «Мамы, папы приходите, мы играть вас приглашаем!»
Логоритмическоеразвлечение совместно с музыкальным руководителем «От музыки к движению. Приключение Буратино»
Интегрированный досуг по физической культуре с элементами логоритмики «Лесное приключение»
Игровая деятельность с элементами логоритмики«Город игрушек»
НОД
«Про то, как Баба-яга своего внука в армию провожала»
НОД физкультурное занятие с элементами логоритмики «Путешествие в Африку»
Развлечение «День именинника» для детей старшей группы с элементами логоритмики
|
Работа с родителями |
2014 – 2019 гг. |
Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов).
Ознакомление родителей с картотекой логоигр.
Создание библиотеки
красочных книг
для детей.
Видеоролики:
- «Логоигрыв жизни нашей группы»;
- «Логопедические распевки»
Оформление информационного проспекта для родителей «Музыкально-ритмические игры и семья»
Разработка рекомендаций для родителей на тему «Играя, развиваем речь детей».
Ознакомление родителей с картотекой «Пальчиковые игры»
Выступление на родительском собрании «Логоритмика — это движение, движение — это здорово»
Презентация проекта по логоритмике на итоговом родительском собрании |
Оформление папки-передвижки «Логоигры»
Показ родителям
видеороликов
Наглядно – текстовая информация
«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Консультация для родителей «Как играть в пальчиковые игры».
Консультация для родителей «Играем пальчиками, развиваем речь».
Логоритмические игры «Мамы, папы приходите, мы играть вас приглашаем!»
Совместная деятельность для родителей с детьми 5–6 лет с элементами логоритмики «Мамин день»
|
Самореализация |
2014 – 2019 гг. |
Составление анкеты «Что мы знаем о логоритмике?»
Составление комплексно - тематического плана работы
Систематизация материала по теме «Логоритмика – как вид деятельности дошкольного возраста»
Систематизация материала по теме «Развитие речи на музыкальных занятиях»
Разработка конспекта для организованной деятельности «Путешествие в зимнюю страну сказок»
Составление сборника видеоматериалов «Логопедическиераспевки»,
«Логоигры в жизни нашей группы».
Составление альбома по дыхательной гимнастике Стрельниковой
Составление сборника аудио материала «Веселая логоритмика»
Консультация для воспитателей «Логоритмика»
Мастер-класс по дыхательной гимнастике Стрельниковой
Консультация для воспитателей «Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей»
Консультация для воспитателей «Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики»
Мастер-класс
«Логоритмика, как современная образовательная технология, используемая при формировании ритмической деятельности детей»
Посещение ООД, мероприятий коллег детского сада по данной теме
Консультация для воспитателей
«Развитие артикуляционных возможностей детей старшей группы через логоритмические упражнения»
Участия в методических объединениях по данной теме.
Открытые показы НОД в старшей группе
Обмен опытом на сайтах.
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
|
Оформление информационного проспекта «Золотая осень»
Педсовет
Педсовет |